04:18

Найден новый тип туманностей

Наука
The only rules that really matter are these: what a man can do and what a man can’t do.
Астрономы обнаружили новый тип объектов, которые были предсказаны теоретически, но воочию еще не наблюдались – туманности, образованные потоками частиц, скорость которых близка к скорости света.

Международная группа исследователей под руководством Клааса Вирзема (Klaas Wiersema) из Университета Лестера с помощью данных спутника RXTE нашла представителя нового типа объектов – туманность, образованную при взаимодействии межзвездного газа с джетами – потоками частиц, выбрасываемых из мощного источника со скоростью, близкой к скорости света.

Аппарат NASA Rossi X-ray Timing Explorer (RXTE) сканирует центр нашей галактики на предмет источников, излучающих в рентгеновской области. Большая часть таких источников, как и положено, обладает переменной интенсивностью с мощными всплесками. Однако группу интересовали более необычные источники – с примерно постоянной яркостью и относительно тусклые.

Для этих источников были получены точные данные с помощью рентгеновского телескопа Chandra, и соответствующие точки неба изучались в видимой области телескопом Южной Европейской Обсерватории в Чили. Большинство из них получили соответствие как обычные изученные двойные системы.

Двойные системы
Существуют случаи, когда два астрономических объекта взаимодействуют друг с другом настолько плотно, что могут обмениваться массой. В этом случае такой массивный и компактный объект, как черная дыра, нейтронная звезда или белый карлик, начинает перетягивать материю у своего соседа. В этом случае на «экваторе» относительно оси вращения образуется диск, вдоль которого и происходит «наматывание» материи от ближайшей звезды, а от более гравитационно активного объекта в двух противоположных направлениях выбрасываются потоки материи в виде плазмы – джеты.

След летящего источника
А вот один из рентгеновских источников сильно удивил исследователей. На месте слабого источника оказалась туманность. Аккуратные исследования ее формы привели исследователей к выводу, что они столкнулись с доселе не изученным типом объектов. Форма туманности представляла собой две полосы. Таким образом, был сделан вывод, что джеты, летящие в разные стороны от источника, взаимодействуют с межзвездным газом, заставляя тот испускать слабые рентгеновские лучи. Редкость подобных источников объясняется необходимостью сочетания сразу двух факторов. Первый – это более плотная среда относительно межзвездного пространства, второй – высокая скорость перемещения источника джета. В данном случае относительно земного наблюдателя она составляет примерно 100 километров в секунду. Таким образом, с Земли фиксируется двойной хвост, имеющий слабое рентгеновское излучение.

Результаты работы опубликованы в пресс-релизе университета.
Источник